MYSGA.RU
Пятница, 19.04.2024, 19:25
Форма входа
Поиск
Мы принимаем к оплате

www.sbrf.ru 

 

 

 

Статистика


Приветствую Вас Гость | RSS
Перечни ВКР, курсовых, ГОСов
Главная » Статьи » Темы курсовых работ (примерный перечень СГА)

Курсовые работы СГА по педагогической психологии - Купить/скачать/заказать с гарантией для roweb.online

Уважаемые студенты! Вы можете заказать у нас курсовую работу на любую тему по предмету педагогическая психология

 


 

 

 

 

Педагогическая психология (курс 1) (3282)
анализ подходов к образованию как системе, процессу и результату
анализ психологических факторов успешного обучения
анализ теории и практики развивающего обучения в современных условиях
значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий для формирования у студентов вузов различных компетенций
историческое развитие предмета и методов педагогической психологии
концепция развития и обучения индивида в культурно - исторической теории Л.С. Выготского
место и роль "психологической педагогики" в системе современного научного знания
мотивация как важнейший компонент учебной деятельности: условия и особенности формирования у школьников
обучение как процесс управления: теоретические положения и практика реализации
основные тенденции современного общего и профессионального образования в России
педагогика сотрудничества в контексте современных образовательных тенденций
практика применения в вузе ассоциативно-рефлекторной концепции обучения
проблема соотношения обучения и развития в истории психологии
проблемное обучение: ключевые аспекты истории, теории, практики
профессионализм педагога: стадии становления и развития
профессиональное мышление педагога и пути его развития
психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
психологическая теория воспитания: современное состояние и перспективы развития
психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях
психологическая характеристика педагогической деятельности
психологическая характеристика учебной деятельности
психологические проблемы леворуких детей в школе
психология личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы
пути и условия развития познавательной сферы обучающихся
разностороннее развитие личности как ключевая цель образования
современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
специфика психологии обучения школьников начальных классов
сущность, содержание и особенности знаково-контекстного обучения
сущность, содержание и особенности проектировочно-конструктивной деятельности педагога
учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития
факторы и особенности формирования учебной активности студентов вузов
характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения
характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми


Педагогическая психология (0682)
Взаимодействие педагога-психолога с родителями
Влияние психических состояний обучаемых на учебную деятельность
возрастные особенности современных школьников
Групповые явления в современной школе
задачи и специфика дошкольного образования
Личность и профессионально - важные качества педагога
место и роль "психологической педагогики" в системе современного научного знания
методы педагогической психологии
Научение, обучение и развитие в современной педагогической психологии
общение и формирование личности младшего школьника
Педагогическая психология: история становления, методология и современное состояние
подросток как субъект учебной деятельности
Причины и виды педагогических конфликтов
проблемы личностного развития на разных этапах школьного обучения
Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение школьников
профессиональное мышление педагога и пути его развития
психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению
Психологическая структура учебной деятельности
Психологическая характеристика внимания обучаемых
Психологическая характеристика педагогического коллектива
Психологические предпосылки развивающего обучения
психологические проблемы леворуких детей в школе
психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Психология личностного развития школьников
психология личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы
Психология педагогического взаимодействия с обучаемыми
Психология познавательной деятельности обучаемых
Психология формирования учебного коллектива
Работа психолога с педагогическим коллективом
Развитие памяти учащихся в образовательном процессе
развитие профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в вузе
Становление и развитие знаний, умений и навыков учащихся
учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития
Характеристика педагогической деятельности


1. Историческое развитие предмета и методов педагогической психологии
Возникновение первичных взглядов в области педагогической психологии. И.А. Зимняя о трех этапах становления и развития педагогической психологии. П.Ф. Каптерев о педагогической психологии. Л.С. Выготский, П.П. Блонский и педагогическая психология. Педагогическая психология как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.
Педагогическая психология как наука о закономерностях усвоения индивидом социального опыта в педагогическом процессе и учебной деятельности. Педагогический процесс и его психологическое основание. Понятие о целостном педагогическом процессе. Компоненты, источники, движущие силы, зако-номерности и принципы педагогического процесса. Концепции педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев,
А.А. Реан, В.А. Сластенин и др.).
Объект и предмет педагогической психологии. Анализ точек зрения различных авторов (Л.И. Божович, Т.В. Габай, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя,
В.А. Крутецкий и др.) об объекте и предмете педагогической психологии. Общепринятое определение предмета педагогической психологии.
Методы педагогической психологии. Понятия «метод», «метод исследования». Классификация методов исследования по Б.Г. Ананьеву: организационные; эмпирические; обработки данных; интерпретационные. Методы теоретического и эмпирического уровней познания педагогических явлений. Цель применения и характеристика методов теоретического уровня познания. Характеристика, цели и особенности применения методов эмпирического уровня познания педагогических явлений. Требования к исследованиям в педагогической психологии

2. Психологическая характеристика учебной деятельности
Понятие учебной деятельности (учения). Анализ точек зрения различных авторов на данное понятие. Учение - система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения (И.И. Ильясов). Функциональная структура учения: цель, мотивы, средства (способы), результат. Ориентировочные, исполнительные, контрольные, оценочные компоненты учебной деятельности. Виды учебных действий
Психологическая характеристика учения в ассоциативно-рефлекторной теории обучения. Особенности учебной деятельности обучающихся на этапах восприятия, осмысления, понимания, обобщения, закрепления и применение учебного материала.
Психологическая характеристика учения в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Формирование новых действий путем перехода внешних (предметных, материальных) действий в план восприятия (внутренний, психический) посредством психологического механизма интериоризации. Преобразование внешних действий с предметами в умственные действия, которые постепенно обобщаются, вербализуются, сокращаются, становятся готовы к применению на практике

3. Мотивация как важнейший компонент учебной деятельности: условия и особенности формирования у школьников
Понятия «мотив» и «мотивация» в педагогической психологии. Анализ точек зрения различных авторов (А. Шопенгауер, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.) на понятия «мотив» и «мотивация». Мотив с позиций психологической теории деятельности. Соотношение понятий «мотив», «потребность» и цель.
Мотивация в структуре учебной деятельности. Разновидности мотивации учебной деятельности: внутренняя и внешняя; положительная и отрицательная; устойчивая и неустойчивая; познавательная; игровая и др.
Особенности мотивации школьника. Неустойчивая, ситуативная, боязнь неудач и чувственная реакция на замечание, «плохую» оценку и др.
Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе. Интересное в познавательном смысле проведение уроков. Применение разнообразны форм и методов стимулирования учебной деятельности обучающихся. Создание ситуаций успеха в учебной деятельности. Предоставление самостоятельности и состязательности в учебе. Предъявление учебных требований в соответствии с познавательными возможностями школьника

4. Психологическая характеристика обучаемости школьников в современных условиях
Понятие «обучаемость» в педагогической психологии. Обучаемость как совокупность индивидуальных показателей скорости и качества усвоения индивидом знаний, умений и навыков в процессе обучения. Качества обучаемости: самостоятельность, осознанность, действенность.
Особенности школьной обучаемости. Восприимчивость, готовность, открытость школьника к переходу на новые уровни развития. Обучаемость как основной критерий умственного развития.
Психологическая характеристика обучаемости. В основе обучаемости - уровень развития познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональных сфер личности. Виды обучаемости: общая и специальная; способам предметной деятельности; усвоению способов межличностного взаимодействия в ходе учения. Уровни обучаемости как восприимчивость к: приобретению новых знаний; усвоению новых способов учебной деятельности; усвоению обобщенных способов учебной деятельности; переходу на новые уровни умственного развития.
Проблемы обучаемости школьников в современных условиях. Оказание учителем вначале развернутой помощи, затем незначительной помощи, готовность школьника к самостоятельному переходу на новые уровни учения, познавательная активность, мотивация учения

5. Психологическая теория воспитания: современное состояние и перспективы развития
Психологические основы воспитания. Особенности психического развития и формирования личности человека. Социальная функция воспитания. Воспитание как процесс передачи общечеловеческих ценностей и субъективного преобразования личности. Целенаправленность воспитания и развития личности. Анализ современного теоретического знания целей воспитания и самовоспитания; понятий «воспитание», «развитие», «социализация».
Феноменология развития личности (В.С.Мухина и др.). Закономерности бытия личности и их значение в воспитании. Внутренняя позиция личности и ее значение в развитии и воспитании. Самосознание личности. Структурные звенья самосознания в онтогенезе личности. Механизмы развития личности: идентификация и обособление. Их значение в процессе воспиния.
Подходы и принципы воспитания. Целостный, поликультурный и аксиологический подходы к воспитанию личности. Основные принципы воспитания. Психологическое сопровождение воспитания. Психологические аспекты современных воспитательных технологий. Перспективы развития психологической теории воспитания

6. Психологическая характеристика педагогической деятельности
Понятие педагогической деятельности. Психологическая характеристика профессии – учитель. Психологическая сущность и специфика педагогической деятельности. Педагогическое сотрудничество. Характер отношений «учитель – ученик». Обратная связь в учебно–воспитательных отношениях. Взаимосвязь репродуктивных, продуктивных и творческих задач в деятельности учителя.
Профессионально важные качества учителя. Анализ психологичес-ких и педагогических исследований (Ф.Н. Гоноболин, В.Н. Крутецкий,
Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) об основных профессиональных качествах личности учителя: умственные, дидактические, перцептивные, организаторские, волевые, коммуникатив-ные, тактичность, педагогическое воображение, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, оптимизм, креативность.
Педагогические способности, их структура и содержание. Анализ подходов к характеристике педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.). Н.В. Кузьмина о группах педагогических способностей. Компоненты педагогических способностей. Содержание различных педагогических способностей. Структура и уровни педагогических способностей. Методы диагностики педагогических способностей и условия их формирования

7. Профессионализм педагога: стадии становления и развития
Понятие «профессионализм педагога». Анализ различных точек зрения на определение понятия и его сущность в психологии (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Характеристика видов профессиональной компетентности специалиста (А.К. Маркова): специальная, социальная, личностная, индивидуальная. Виды педагогической компетентности: знаниевая, деятельностная, коммуникативная, эмоциональная, личностная, творческая.
Стадии развития профессионализма педагога. Допрофессионализм, собственно профессионализм, суперпрофессионализм (мастерство), «послепрофессионализм». Характеристика содержания стадий и особенностей их проявления на практике.
Становление профессионализма педагога как овладение концептуальной моделью профессиональной деятельности (КМПД) – психика человека, которая базируется на информации о профессиональной среде, предмете труда, целях, средствах и способах деятельности. КМПД - средство деятельности педагога. Она включает образную, понятийную и действенную составляющие (по С.А. Дружилову)

8. Сущность, содержание и особенности проектировочной деятельности педагога
Понятие и сущность проектировочной деятельности педагога. Проектирование как комплексная деятельность; субъектная, а не объектная (исполнительская) форма жизнедеятельности человека; специфический индивидуально-творческий процесс и процесс коллективного творчества. Типы проектирования: психолого-педагогическое; социально-педагогичес-кое проектирование образовательных институтов и образовательной среды (Слободчиков В.И.)
Содержание проектировочной деятельности педагога. Стадии проектирования: концептуализация, программирование, планирование. Умения педагога для проектировочной деятельности: гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, коммуникативные, прикладные.
Особенности проектировочной деятельности педагога. Психолого-педагогическое проектирование саморазвития воспитанника, определение зоны его ближайшего развития. Групповое (коллективное) проектирование различных педагогических процессов. Проектирование целостных систем, объектов, организационных форм и результатов деятельности

9. Проблема соотношения обучения и развития в истории психологии
О соотношении обучения и развития. Развитие индивида не зависит от обучения (З. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Обучение как внешний процесс согласуется с развитием, но в нем не участвует. Обучение надстраивается над развитием, но ничего не меняет в нем по существу. Обучение тождественно развитию (В. Джемс, Э. Ли Торндайк и бихевиористы). Любое обучение ведет к развитию. Развитие не зависит от обучения, само обучение тождественно развитию (К. Коффка и гештальтисты).
Взгляды Л.С. Выготского на соотношение обучения и развития. Понятие и содержание зоны ближайшего развития. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка. О ведущей роли обучения в психическом развитии детей.
Современная практика реализации идей отечественной психологии о соотношения обучения и развития. Особенности семейного воспитания и развития ребенка. Дошкольное образование и развитие ребенка. Обучение в общеобразовательной школе и развитие школьника

10. Концепция развития и обучения индивида в культурно – исторической теории Л.С. Выготского
Л.С. Выготский – автор культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Вехи жизненного пути и творческой биографии. Содержание культурно-исторической теории и её специфика по отношению к другим психологическим теориям.
Л.С. Выготский о соотношении развития и обучения. О единстве, но не тождественности обучения и развития. О том, что развитие не совпадает с обучением, развитие идет вслед за обучением. Обучение непосредственно связано с развитием, но они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу. О том, что обучение создает зону ближайшего развития.
Реализация на практике концепции развития и обучения индивида в культурно–исторической теории Л.С. Выготского. Опыт воспитания, обучения и развития ребенка в условиях семьи, дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения общего образования

11. Анализ подходов к образованию как системе процессу и результату
Образование как педагогическая система. Анализ определений понятий «образование», «система» и «педагогическая система». Виды педагогических систем. Структура и компоненты педагогической системы.
Реализация образования в целостном педагогическом процессе. Понятия «процесс», «педагогический процесс». Сущность и содержание педагогического процесса. Признаки педагогического процесса и его целостность.
Образование как результат. Анализ подхода к образованию как достижение индивидом определенного результата. Практическое значение данного подхода в условиях организации образования на компетентностной основе

12. Основные тенденции современного общего и профессионального образования в России
Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
Гуманитаризация образования. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественно-научных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп обучающихся по определенным признакам.
Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций. Компетенция - способность и готовность обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности

13. Характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения
Философские и психологические основы ассоциативно-рефлекторной теории. Взгляды Платона, Аристотеля и Дж. Локка на ассоциации, ощущения и восприятия. Я.А. Коменский о трех источниках и трех ступенях познания. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе как психофизиологической основе ассоциативной теории. 
Характеристика этапов обучения в соответствии с ассоциативно-рефлекторной теорией. Содержание и особенности этапов восприятия, осмысления, понимания, обобщения, закрепления и применения учебного материала. 
Деятельность учителя и обучающихся в процессе обучения на основе ассоциативно-рефлекторной теории. Содержание действий учителя и обучающихся на различных этапах обучения. Проблема взаимодействия учителя и обучающихся

14. Анализ психологических факторов успешного обучения
Идеи, лежащие в основе успешного обучения. Удовлетворенность обучающихся; эмоциональные реакции; интерес к учебной деятельности; проявление самостоятельности в учебе; расширение познания за счет дополнительных занятий и др.
Проявление психолого-педагогических факторов успешного обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Наблюдение, опросы, анкетирование, изучение мнений родителей как методы изучения проявлений показателей успешного обучения в начальных классах школы. Анализ конкретных проявлений успешного обучения школьников.
Психолого-педагогические факторы успешного обучения в среднем звене общеобразовательной школы. Отношение обучающихся к учебе и учителям, интерес к процессу познания и к отдельным учебным предметам. Общение подростков как фактор успешного обучения.
Факторы успешного обучения в старшем звене общеобразовательной школы. Профессионализация обучения; выбор приоритетных направлений для последующего профессионального обучения; знакомство с элементами научно-исследовательской деятельности; участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах и др.

15. Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности
Определение понятия «дошкольное образование». Дошкольное образование в образовательных учреждениях дошкольного образования и в семье. Цели, задачи, особенности дошкольного образования.
Психологические особенности дошкольного образования. Психологические особенности дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль взрослого в образовании дошкольника.  
Психолого-педагогические проблемы современного дошкольного образования. Обновление содержания дошкольного образования. Применение развивающих методик в работе с детьми. Психолого-педагогическая подготовка воспитателей и родителей для осуществления дошкольного образования

16. Специфика психологии обучения школьников начальных классов
Характеристика школьников начальников классов как субъектов процесса обучения. Возрастная, психо-физиологическая, психологическая, педагогическая, познавательная, волевая, эмоциональная характеристики школьников первой ступени школы.
Особенности обучения школьников с позиций психологической науки. Проявления внимания, памяти, целеустремленности, усидчивости школьников. Обучение как развитие мотивационной, когнитивной, эмоционально-волевой сфер личности ребенка. Обучение школьников начальных классов и формирование у них учебных действий.
Учитель начальных классов и обучение школьников. Авторитет учителя. Роль учителя начальных классов. Особенности педагогического взаимодействия с детьми. Специфика психолого-педагогической подготовки и подготовленности учителя начальных классов

17. Характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми
Система взаимоотношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема. Возрастная психология младшего школьника как ученика. Возникновение новых видов и типов взаимоотношений младших школьников с окружающими под воздействием учебной деятельности.
Характеристика типов и видов взаимоотношений младших школьников со сверстниками. Анализ целей, содержания и особенностей системы взаимоотношений «ученик – ученик». Обусловленность данной системы игровой и учебной ситуациями, потребностями в общении и деятельности.
Особенности взаимоотношений младших школьников со взрослыми. Цели, задачи, содержание и особенности системы взаимоотношений «ученик – взрослый»: «ученик – родители», «ученик – учитель». Учитель как авторитетный взрослый. Принятие требований и уважение учителя младшими школьниками.

18. Сущность, содержание и особенности знаково-контекстного обучения
Анализ знаково-контекстного обучения в системе дидактических теорий и концепций. Деятельностная теория усвоения социального опыта как источник контекстного обучения. Связь данной теории обучения с идеями проблемного обучения, развивающего обучения и др. Применение теории знаково-контекстного обучения в профессиональном образовании.
Контекст как смыслообразующая категория теории знаково-контекстного обучения. Понятие «контекст». Контекст в теории А.А. Вербицкого. Внутренний и внешний контекст.
Сущность, содержание и особенности теории контекстного обучения. Усвоение студентами теоретических знаний на основе усваиваемой ими профессиональной деятельности. Осуществление последовательного моделирования в разнообразных формах учебной деятельности обучающихся профессиональной деятельности специалистов. Применение в обучении предметного и социального контекста будущей профессиональной деятельности.
Принципы контекстного обучения. Психолого-педагогическое обеспечение личностно-смыслового включения студентов в учебную деятельность; последовательное моделирование в учебной деятельности профессиональной деятельности специалистов; проблемность содержания обучения ; адекватность организации учебной деятельности студентов целям и содержанию образования и др.
Особенности применения на практике знаково-контекстного обучения. Моделирование ситуаций профессиональной деятельности. Осуществление студентами академической учебной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность обучающегося. Учебно-профессиональная деятельность студетов

19. Практика применения в вузе ассоциативно-рефлекторной теории обучения
Общая характеристика ассоциативно-рефлекторной теории обучения. Философские, психофизиологические, психологические и педагогические идеи, лежащие в основе данной теории. Характеристика этапов обучения в соответствии с рассматриваемой теорией.
Особенности применения ассоциативно-рефлекторной теории обучения на лекционных занятиях. Характеристика этапов восприятия учебного материала, его осмысления, понимания, обобщения и закрепления на лекции. Учебная деятельность студента и педагогическая деятельность преподавателя в условиях ассоциативно-рефлекторной теории обучения.
Практика применения основных положений ассоциативно-рефлекторной теории обучения на практических занятиях. Доминирование применения полученных знаний в мыслительной и предметной деятельности студента на практических занятиях. Особенности восприятия, осмысления, понимания, обо-бщения и закрепления нового учебного материала, полученного от других студентов и преподавателя в ходе практического занятия. Возможности формирования навыков и умений на практическом занятии в условиях реализации ассоциативно-рефлекторной теории обучения

20. Обучение как процесс управления: теоретические положения и практика реализации
Обучение как управление: анализ психолого-педагогической литературы. Идеи классиков отечественной психологии и педагогики при рассмотрении обучения с позиций управления со стороны педагога и обучающегося. Деятельностный подход к организации обучения.
Основные виды деятельности педагога в процессе обучения как управления. Характеристика деятельности целеполагания; информационной деятельности; прогностической деятельности; непосредственно организаторской деятельности; контрольно-оценочной и стимулирующей деятельности.
Особенности реализации обучения как управления на практике. Специфика и умение постановки и достижения системы целей обучения. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно-оценочной и стимулирующей деятельности на практике

21. Значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий для формирования у студентов вузов различных компетенций
Идеи, лежащие в основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. У обучающихся формируются осмысленные действия и на этой основе – представления и понятия об их объектах. Выполнение обучающимся нового действия требует его активной ориентировки в условиях этого действия. Среди ориентировок особую роль играют средства действия человека. Образование новых действий происходит путем перехода внешних действий в план восприятия посредством психологического механизма интериоризации.
Этапы обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Создание ООД (мотивационный); внешнего действия; внешней речи; внутренней речи; автоматизированного действия. Характеристика содержания и особенностей данных этапов.
Формирование у студентов вузов различных компетенций на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Компетенция как способность и готовность обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности. Условия формирования профессиональных компетенций.
Значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий для современного профессионального образования. Практическая направленность обучения на основе данной теории. Обеспечение единства теории и практики профессионального образования. Формирование у студентов действий, умений и навыков учебной и будущей профессиональной деятельности

22. Проблемное обучение: ключевые аспекты истории, теории, практики
Исторический анализ возникновения и развития проблемного обучения. Древнегреческие философы о мышлении человека. Ж. Пиаже, А.В. Брушлинский и другие психологи об особенностях мышления и познания человека. М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, В. Оконь и другие педагоги и психологи о проблемном обучении.
Определение проблемного обучения и его основные понятия. Проблема, проблемный вопрос, проблемная задача, проблемность, проблематизация, проблемная ситуация.
Функции проблемного обучения. Развитие самостоятельности и творчества обучающихся. Активное усвоение знаний и способов деятельности. Овладение методами современного научного познания.
Уровни проблемности в обучении. «От педагога»: учитель ставит проблему и сам её решает. «От педагогика к обучающимся»: учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решения. «От обучающегося к педагогу»: ученик ставит проблему, учитель помогает её решить. «От обучающегося»: ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Основные роли педагога в практике проблемного обучения. Соучастник: ведет совместный поиск способов решения проблемы. Лоцман: показывает пути решения проблемы. Оппонент: возражает и спорит о путях решения проблемы. Модератор: создает новые проблемные ситуации

23. Анализ теории и практики развивающего обучения в современных условиях
Взгляды Л.С. Выготского на обучение и развитие как основа теории развивающего обучения. Анализ концептуальных положений учения Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Фундаментальные основания для возникновения теории развивающего обучения. Роль и значение эмпирического и теоретического мышления для развития индивида.
Деятельность научных коллективов по созданию теории развивающего обучения. Принципы развивающего обучения в научном коллективе под руководством Л. В. Занкова. Основоположения развивающего обучения в научном коллективе под руководством Д.Б. Эльконина (В.В. Давыдова). Особенности понимания развивающего обучения среди советских ученых.
Анализ реализации на практике положений теории развивающего обучения. Особенности применения положений теории развивающего обучения в учебной деятельности младших школьников; обучающихся среднего звена школы; в старшей школе. Специфика развивающего обучения для предметов гуманитарного цикла, для «точных» учебных дисциплин. Сильные и слабые стороны обучения на основе рассматриваемой теории

24. Педагогика сотрудничества в контексте современных образовательных тенденций
Определение понятия «педагогика сотрудничества». Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Матвеев, С.Л. Соловейчик о педагогике сотрудничества, истории возникновения и развития понятия и направления в педагогической теории и практике.
Концептуальные идеи педагогики сотрудничества. Учение без принуждения; вовлечение детей в совместный с педагогами и друг другом труд; творческое взаимодействие учителей и учащихся; идея трудной цели; идея опоры; идея свободного выбора; идея опережения и др. Педагогика сотрудничества и современное образование. Анализ актуальности педагогики сотрудничества в современных условиях реализации инициативы Президента РФ «Наша новая школа». Изменения в содержании и организации общего образования и педагогика сотрудничества

25. Разностороннее развитие личности как ключевая цель образования
Определение понятия «личность». Анализ понятия «личность» в философии, психологии и педагогике основных теорий и концепций личности. Разностороннее и всестороннее развитие личности с позиций психологии и педагогики, теории и практики современного образования.
Идея разностороннего развития личности в Античности. Философы Древней Греции и Рима о разностороннем (духовном и телесном, физическом) развитии человека. Анализ различных учений о гармоничном развитии личности.
Разностороннее развитие личности в европейской культуре. Развитие личности как формирование и изменение её интересов, общих и специальных способностей. Личность, которой ничто человеческое не чуждо, доступны разные сферы деятельности, но способной сосредоточиться на конкретном

 


 

 

 

 

Категория: Темы курсовых работ (примерный перечень СГА) | Добавил: sga (22.03.2009)
Просмотров: 10152
www.mysga.ru - Сайт для студентов СГА © 2024