MYSGA.RU
Пятница, 29.03.2024, 12:11
Форма входа
Поиск
Мы принимаем к оплате

www.sbrf.ru 

 

 

 

Статистика


Приветствую Вас Гость | RSS
Перечни ВКР, курсовых, ГОСов
Главная » Статьи » Другое

РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ВКР СГА

1 Общие положения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.
В СГА в соответствии с Государственными образовательными стандартами решением Ученого совета установлены следующие виды итоговых аттестационных испытаний:
- итоговый экзамен (экзамены);
- защита выпускной квалификационной работы.
Если итоговый экзамен позволяет выявить теоретическую подготовленность академических абитуриентов к решению профессиональных задач, то выполнение и защита выпускной квалификационной работы демонстрируют его практическую готовность к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – завершенная научно-практическая работа академического абитуриента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки академического абитуриента при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация проводится Аттестационными комиссиями, формируемыми базовым вузом в установленном порядке. Защита выпускной квалификационной работы является публичной и проводится в базовом вузе или в одном из региональных Центров аттестации СГА.
На основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 25.03.03 № 1155, выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:
- для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы;
- для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта).
Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается базовым вузом. На написание, оформление и защиту ВКР, в соответствии с Государственными образовательными стандартами, отводится время, установленное ГОСом по направлениям подготовки бакалавров, специалистов.
Важное требование, предъявляемое к выпускной квалификационной работе, – ее грамотное написание, тщательное редактирование и правильное оформление. Оформление учебно-научных работ регламентируют правила, установленные действующими государственными стандартами (ГОСТ) по информации, библиотечному и издательскому делу Российской Федерации.
Основные правила оформления изложены в методических рекомендациях «Студенческие учебно-научные и творческие работы», изд. СГА, 2007 г. (1498.01.01;3). Данные учебно-методические рекомендации знакомят с порядком выполнения, требованиями к объему, структуре ВКР. Указанные требования должны быть известны всем обучающимся в Современной гуманитарной академии.
На этапе утверждения темы ВКР в Современной гуманитарной академии проводится тестирование обучающихся с целью контроля знаний установленных требований.
Академическому абитуриенту необходимо помнить, что он лично отвечает за:
- самостоятельность выполнения ВКР;
- достоверность представленных данных и результатов;
- оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с действующими в СГА методическими рекомендациями по выполнению ВКР;
- достоверность представленных в информационных источниках ссылок на Интернет-ресурсы и литературные источники.


2 Цели и задачи выполнения выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа, с одной стороны, – научно исследовательская работа, основными целями которой являются:
– закрепление, расширение, систематизация и интеграция теоретических и практических знаний, применение этих знаний при решении научных и практических задач в избранной специальности;
– развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении профессиональных вопросов;
– презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций;
– оценка уровня подготовленности студента к профессиональной деятельности.
С другой стороны – это форма самостоятельной работы студента, отражающая приобретенные в процессе обучения общие и профессиональные компетенции, которые включают в себя:
- владение базовыми знаниями по профессии;
- обладание навыками самостоятельного получения знаний;
- способность к организации и планированию;
- владение способами получения информации;
- способность к анализу и синтезу;
- сформированность исследовательских способностей;
- способность работать самостоятельно и готовность к реализации собственного потенциала.
Задачи, решаемые академическим абитуриентом в выпускной квалификационной работе, должны быть направлены на достижение поставленных целей и соответствовать перечню профессиональных компетенций бакалавра / специалиста, установленному в общем виде государственным образовательным стандартом избранной специальности.
Представляемая к защите выпускная квалификационная работа бакалавра / специалиста должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности. Самостоятельная часть должна быть законченным исследованием, свидетельствующим об уровне профес-сиональной подготовки автора.
При выполнении выпускной квалификационной работы студент, независимо от направления подготовки и специализации, должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере. Эти навыки должны быть подтверждены компьютерным сбором и обработкой информации, печатью выпускной квалификационной работы и т.п.

3 Выбор темы выпускной квалификационной работы

Являясь заключительным этапом подготовки бакалавров / специалистов, выпускная квалификационная работа должна подтвердить готовность академического абитуриента самостоятельно решать конкретные профессиональные, практические и научные задачи. В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы.
Тематика выпускных квалификационных работ определяется централизованно базовым вузом. Выбор темы ВКР осуществляется выпускником, исходя из уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Студент может выбрать тему работы из предлагаемого перечня тем выпускных квалификационных работ либо, исходя из собственных научных и практических интересов, предложить свою тему для исследования, не выходя за рамки изучаемого направления. Тема ВКР должна быть актуальной, иметь научно-практическую направленность, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и культуры.
Кроме того, необходимость разработки именно этой темы должна быть обоснована и в установленном порядке утверждена базовым вузом.
Свобода выбора тем выпускных квалификационных работ позволяет реализовать индивидуальные научные и практические интересы выпускника.
При выборе темы студент должен:
– убедиться в доступности материалов (научного, теоретического, практического) по выбранной теме ВКР;
– выявить наличие не исследованных или мало исследованных проблем теоретического и практического характера в данной области;
– определить уровень собственной подготовки по исследуемой теме при выборе вида исследования (теоретического или практического).


4 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

Процесс выполнения выпускной квалификационной работы так же, как и курсовой, включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, типовой перечень которых (в порядке выполнения) представлен ниже:
– выбор темы и ее утверждение в установленном порядке (тема ВКР и сроки ее выполнения фиксируются на бланке титульного листа формы 11-д, что является фактическим утверждением темы работы);
– формирование структуры и календарного графика выполнения работы, согласование с научным руководителем;
– сбор, анализ и обобщение документальных материалов по выбранной теме;
– формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомен-даций по результатам анализа;
– подготовка письменного проекта выпускной квалификационной работы и его представление руководителю;
– доработка первого варианта выпускной квалификационной работы с учетом замечаний руководителя;
– чистовое оформление выпускной квалификационной работы, списка использованных документальных источников и литературы, глоссария и приложений;
– подготовка доклада для защиты выпускной квалификационной работы на заседании аттестационной комиссии;
– подготовка демонстрационных плакатов или так называемого раздаточного материала (образец титульного листа – форма ДМ-01), включающего в себя в сброшюрованном виде компьютерные распечатки схем, графиков, диаграмм, таблиц, рисунков и т.п. (формата А4);
– сдача выпускной квалификационной работы на нормоконтроль (бакалаврская работа – форма Н_ВКР-03; дипломная работа (проект) – форма Н_ДР-01) и оперативное устранение выявленных недостатков;
– получение допуска к защите выпускной квалификационной работы (фиксируется на бланке формы 19-д/7).


5 Взаимодействие студента с научным руководителем в период выполнения ВКР

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель. На руководство ВКР, в соответствии с технологией СГА, на каждого обучающегося предусмотрено восемь часов. Это время отводится на консультирование, чтение бакалаврской / дипломной работы и написание отзыва.
Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студента, в которой руководитель осуществляет консультирование студента как по формированию структуры ВКР (выбору темы, разработке рабочего плана ВКР, списка литературы и др.), а также и конкретным вопросам содержательного характера в пределах объема академических часов, установленных соответствующими нормативными документами СГА. Руководитель решает вопрос о готовности ВКР к защите или о ее доработке.
В Современной гуманитарной академии при осуществлении руководства выпускными квалификационными работами широко используются дистанционные технологии. Применение дистанционных технологий с использованием компьютерных сетей и спутникового телевидения предоставляет возможность взаимодействия выпускникам академии с высококвалифи-цированными специалистами через систему IP-хелпинг. Правила ввода вопросов в IP-систему регулируются технологическими инструкциями, действующими в СГА. Ответы ведущих преподавателей и специалистов академии в IP-системе на вопросы содержательного и научного характера размещаются в течение 3-4 дней.
Телетьюторинги по отраслям знаний, также являются эффективным средством подготовки ВКР.
Информационно-компьютерные технологии дают возможность обеспечить гарантированное качество обучения в любом учебном центре независимо от его местонахождения.


6 Научно-методическое обеспечение подготовки ВКР информационными ресурсами

Начать исследовательскую работу целесообразно с определения круга источников и литературы, необходимых для самостоятельного изучения и затем самостоятельного раскрытия темы, в этом большую помощь студенту, кроме руководителя, может оказать методическая литература. Труды ученых, специалистов, законодательные и нормативные акты составляют методическую основу работы над темой. Монографии, публикации в научных журналах и других изданиях, включая справочные электронные системы, позволяют глубоко проанализировать сущность и причинно-следственные связи изучаемых явлений. Статистические сборники и справочники дают возможность найти необходимые факты и цифры, подтверждающие те или иные теоретические положения и выводы.
Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточнить цели.
Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы, официальные материалы.
Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему.
Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по теме МД;
- Internet;
- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях (монографиях, научных статьях) последних лет или диссертациях по данной тематике;
- рекомендации научного руководителя в том числе через систему IP-хелпинг;
- каталоги телекоммуникационной двухуровневой библиотеки СГА и библиотек, к которым ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала.
В первую очередь следует подбирать литературу за последние 3-5 лет, поскольку в ней отражены последние научные достижения по данной проблеме, современное законодательство и практическая деятельность. Использование литературных и иных источников 10-ти, 20-ти или даже 30-ти летней давности должно быть скорректировано применительно к современным концепциям ученых и специалистов.
Указание на литературные источники по исследуемой теме можно встретить в сносках и списке литературы уже изданных работ. Поиск статей в научных журналах следует осуществлять просмотром последнего номера соответствующего журнала за определенный год, так как в нем, как правило, помещается указатель всех статей, опубликованных в данном журнале за год.
Следует просматривать профессиональные и специализированные периодические издания (журналы, газеты, сборники научных трудов).
Для подготовки ВКР каждый обучающийся в СГА имеет уникальную возможность работать с литературой по теме, используя телекоммуникационную двухуровневую библиотеку (ТКДБ) СГА. При этом не имеет значение местонахождение учащегося, так как доступ к ресурсам ТКДБ имеется в любом учебном центре. ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала к ресурсам удаленного доступа электронных библиотек:
- Библиотеки электронных диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ).
- Научной электронной библиотеки (НЭБ);
- Открытой русской электронной библиотеки;
- Единого окна доступа к образовательным ресурсам;
- Электронной библиотеки международных документов по правам человека;
- Базы электронных диссертаций "Proquest digital dissertations";
- Портала «Theses Canada» («Канадские полнотекстовые диссертации»);
- Коллекции электронных журналов «Sage journals online»;
- Базы журналов открытого доступа «Directory of open access journals» и др.
Посещение в режиме виртуального читального зала Библиотеки электронных диссертаций РГБ поможет в сборе литературы по теме ВКР. Библиографические списки и сноски в диссертациях по нужной тематике могут стать одним из источников формирования списка использованных источников по теме исследования.
Для написания научно-практической работы выпускника большой интерес представляет «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». В электронной библиотеке Единого окна размещены образовательные информационные ресурсы, разработанные ведущими российскими вузами: учебники, тексты лекций, методические указания и другие ресурсы.
В Современной гуманитарной академии ведется активная научная работа по различным областям знаний (социологии, экономике, менеджменту, психологии, юриспруденции и др.) результаты которой публикуются в разделе «Труды СГУ», который размещен в фонде научной литературы.
В ТКДБ представлен широкий круг научных журналов на русском языке по всем областям знаний. Пользователь имеет доступ к алфавитному перечню заглавий журналов и возможность отбора по году выпуска журнала. Также имеются биографические справочники и словари.
В СГА оформлена подписка на коллекцию журналов «Sage Journals Online» по социальным и гуманитарным наукам. Коллекция содержит журналы по социологии, психологии, антропологии, образованию, менеджменту. Представлены такие известные журналы, как «Sociological Methods & Research», «Personality and Social Psychology Bulletin», «Theory and Research in Education» и др. Преодолеть языковой барьер поможет система компьютерного перевода, интегрированная в ТКДБ. Здесь можно перевести тексты с английского, немецкого и французского языков.
С помощью специализированных словарей по социологии, экономике, банковскому делу, психологии, уголовному праву и многих других система поможет корректно перевести специализированные тексты.
Необходимый для ВКР статистический и фактический материал можно найти в государственных архивах и ведомственных архивах органов управления и учреждений.
Работа с научной книгой начинается с изучения титульного листа, где приводятся данные об авторе и выходные сведения (год и место издания), а также оглавления. Год издания книги позволяет соотнести информацию, содержащуюся в ней, с существующими знаниями по данной проблеме на современном этапе. В оглавлении книги раскрываются ключевые моменты ее содержания, логика и последовательность изложения материала.
Далее необходимо познакомиться с введением, где, как правило, формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание книги и ее направленность, раскрываются источники и способы исследования, степень разработанности проблемы.
Ознакомление можно завершить постраничным осмотром, обратив внимание на научный аппарат, частично расположенный в сносках, на определения ключевых понятий, полноту изложения заявленных в оглавлении вопросов.
При изучении специальной (научной) литературы необходимо обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных понятий и терминов, конспектируя, те из них, которые в дальнейшем будут используемы в тексте работы и при составлении глоссария. Фонд справочных, нормативных и официальных изданий ТКДБ содержит энциклопедии (отраслевые и универсальные); словари (отраслевые и универсальные); справочники (отраслевые и универсальные).
Изучение нормативных документов – законов, подзаконных актов, постановлений – является обязательным, так как знание этих документов и умение работать с ними - залог успешной профессиональной (научной) деятельности. В виртуальном читальном зале ТКДБ студентам предоставляется возможность удаленного доступа к информационным ресурсам Электронной библиотеки международных документов по правам человека, в которой размещается информация о различных межправительственных организациях в области прав человека, о проводимых и планируемых конференциях, сессиях органов по контролю за соблюдением международных договоров в области прав человека, а также оперативная информация о принятых решениях, рассматриваемых докладах и отчетах о соблюдении прав человека.
СГА, являясь пользователем справочно-информационных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», предоставляет возможность каждому обучающемуся быть в курсе последних изменений в законодательстве и решать возможные проблемы в области правовой информации и бухгалтерской документации.
Информационная структура библиотечного сервера СГА включает в себя справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант Плюс». Данные системы являются самыми обширными правовыми базами России, которые содержат не только нормативные правовые акты, составляющие основу российского законодательства, но и уникальный банк консультаций экспертов в области налогообложения, обзоры судебной и арбитражной практики, деловую документацию.
В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и систематизируют их по ключевым вопросам исследования. На основе обобщенных данных уточняют структуру ВКР, ее содержание и объем.

Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

 

 

7 Требования к объему, структуре и содержанию выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:
– четкой целевой направленностью;
– логической последовательностью изложения материала;
– краткостью и точностью формулировок;
– конкретностью изложения результатов работы;
– доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;
– грамотным изложением и оформлением.
Объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет для бакалавров
50-60 страниц, для специалистов - 90-110 страниц выровненного «по ширине» компьютерного текста. Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, верхнее, нижнее и левое поля – 2,0 см, и правое – 1,0 см; абзац должен быть равен
1,25 см.
Выпускная квалификационная работа бакалавров / специалистов должна содержать следующие структурные составляющие:
– титульный лист (приложение А – форма 09-д);
– задание на выполнение выпускной квалификационной работы (приложение Б – форма 11-д);
- результаты нормоконтроля ВКР (для бакалавров приложение В – форма Н_ВКР-03) / (для специалистов приложение Г – форма Н_ДР-01);
– отзыв научного руководителя (приложение Д – форма 19-д/7);
– содержание (или оглавление) работы (примерное содержание бакалаврской работы – при-ложение Е, примерное содержание дипломной работы – приложение Ж);
– введение;
– основную часть (разделы, главы, параграфы);
– заключение;
- глоссарий (примером оформления глоссария к ВКР может служить глоссарий к данному методическому пособию);
– список сокращений (если требуется);
– список использованных источников (нормативных правовых актов, научных, учебных и прочих публикаций);
– приложения.
Титульный лист и задание на выполнение выпускной квалификационной работы заполняются в соответствии с типовыми формами, выдаваемыми студентам в Современной гуманитарной академии. Образцы их приводятся в приложениях А и Б.
Результаты нормоконтроля ВКР фиксируются на бланках, представленных в приложениях В и Г (соответствующей ступени образования), и прикладывается к чистовому варианту работы.
В отзыве руководителя дается оценка выполненной студентом выпускной квалификационной работы, указываются ее актуальность, степень проработанности и пр. Форма этого отзыва приведена в приложении Д.
Оглавление (содержание) включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в выпускной квалификационной работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках оглавления (содержания) названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности. Примеры оглавлений (содержаний) для выпускных квалификационных работ бакалавра юриспруденции и дипломированного специалиста менеджмента приводятся в приложениях Е и Ж.
Объем введения для бакалаврской работы составляет 2–4 страницы, для дипломной работы (проекта) – 5-7 страниц машинописного текста.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена курсовая (выпускная) работа. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который не известен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.
Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности и соответствия требованиям общества и текущего времени. Студенту необходимо убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики.
Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников, позволяющий автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических и иных условиях и т.д.
Объект и предмет исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?». Предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание, и именно он определяет тему выпускной квалификационной работы. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования — это, прежде всего уточнение "места и времени" действия. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально-экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.
Цель и задачи исследования, которые предполагает раскрыть автор в своей работе.
Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования в процессе подготовки учебно-научной работы студентом.
Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Гипотеза - это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Показать, как после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.
Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала. Метод - это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.
Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.
Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная учебно-научная работа теоретической или практической.
Основная часть исследования должна соотноситься с поставленными задачами.
В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы. Главы основной части должны быть соразмерны друг другу по объему. Деление глав на параграфы необязательно, но возможно, если в этом есть необходимость.
Предварительная структура основной части ВКР (главы, параграфы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые могут не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы и увеличить ее объем.
Содержанием основной части дипломного исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение фактического эмпирического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтения автора.
Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный практический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.
Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализируется конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоретические обобщения и выводы.
В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы.
Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.
В ряде случаев обзор источников и литературы выделяют в отдельный параграф основной части исследования, при этом разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. К ним относятся исторические документы, законодательные и иные нормативные документы. Под вторыми – литературные источники, которые используются, но при этом не являются предметом исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвычайно важно.
Объем основной части выпускной квалификационной работы бакалавров – 40-50, спе-циалистов – 80-100 стр.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.
В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части.
Объем заключения примерно равен объему введения.
В СГА при выполнении всех письменных работ предусмотрено составление глоссария, он является обязательным компонентом учебно-научных и творческих работ студентов. Опыт защиты ВКР в СГА показал, что глоссарий бакалаврской работы должен содержать 15-20, дип-ломной работы – не менее 25 основных понятий и терминов, используемых в контексте исследуемой проблемы.
Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.
Используя в тексте выпускных квалификационных работ термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор демонстрирует профессиональную компетентность и готовность к профессиональной и научной деятельности.
В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. При подготовке глоссария могут быть использованы словари, энциклопедии, справочники, документы законодательного характера избранной специальности.
Список сокращений составляется при необходимости и включает в себя расшифровку наиболее часто упоминаемых в тексте работы сокращенных наименований организаций, документов, понятий, слов и т.д.
Например:
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;
ЕБРР – Европейский банк реконструкции и развития.
Список использованных источников является обязательным атрибутом выпускной квалификационной работы и должен включать библиографические описания законодательных и нормативных материалов, монографий и других научных трудов, статей из журналов и иных периодических изданий и информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы.
В списке использованных источников выпускных квалификационных работ бакалавров следует привести примерно 30-50 наименований опубликованных источников.
Список использованных источников выпускных квалификационных работ специалистов должен содержать не менее 50 наименований опубликованных источников.
Приложения являются обязательным компонентом выпускной квалификационной работы.
В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой, - разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.
Приложения не засчитываются в заданный объем работы.


8 Требования к оформлению работы

Требования, предъявляемые к оформлению выпускной квалификационной работы, следует строго соблюдать уже на этапе подготовки «чернового» варианта ВКР. После подготовки «чистового» варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы – насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.
Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы.
Тщательная и грамотная отработка текста ВКР свидетельствуют об ответственности автора за представляемый материал, его уважении к руководителю и членам аттестационной комиссии, оценивающим работу. Окончательно оформленная выпускная квалификационная работа должна быть сброшюрована.
Наряду с оформленной и сброшюрованной выпускной квалификационной работой, академический абитуриент представляет на защиту (с обязательной собственной подписью и подписью научного руководителя работы) тщательно оформленные демонстрационные плакаты (или сброшюрованный «раздаточный материал», экземпляры которого передаются каждому члену аттестационной комиссии).
Назначение демонстрационных плакатов и «раздаточного материала» - акцентировать внимание членов аттестационной комиссии и присутствующих на результатах, полученных студентом при выполнении выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, как свидетельствует практика, наличие демонстрационных плакатов или «раздаточного материала» помогает студентам во время защиты более конкретно и связанно изложить содержательную часть своего доклада.
Демонстрационные плакаты (формат А1) и «раздаточный материал» (формат А4) должны быть тщательно оформлены. На них отображаются схемы, графики, диаграммы, таблицы и другие данные, характеризующие результаты выпускной квалификационной работы. При этом содержание демонстрационных плакатов и «раздаточного материала» должно быть органически связано с содержанием выпускной квалификационной работы.
Все выносимые студентом на защиту демонстрационные плакаты (в уменьшенном виде) и компьютерные распечатки материалов из «раздаточного материала» обязательно должны присутствовать (дублироваться) в соответствующих разделах выпускной квалификационной работы.
На защиту выпускной квалификационной работы не допускается предоставления демонстрационных плакатов и «раздаточного материала», не связанных непосредственно по своему содержанию с текстом доклада, а как бы оживляющих и украшающих доклад или свидетельствующих о широте кругозора студента.
Также не допускается представление на защиту демонстрационных плакатов и информации в «раздаточном материале», на которые студент не делает ссылок в докладе.
В большинстве случаев для иллюстрации результатов выполненной выпускной квалификационной работы достаточно 4–6 плакатов или чуть большего числа страниц компьютерных распечаток в «раздаточном материале».
Образец титульного листа «раздаточного материала» приведен в приложении И.
В приложении К дается примерный перечень информации, которую рекомендуется размещать на демонстрационных плакатах или в «раздаточном материале».


9 Подготовка к защите выпускной квалификационной работы

Подготовка к защите ВКР представляет собой важную и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить.
Выпускник, получив положительный отзыв о выпускной квалификационной работе от научного руководителя и допуск к защите, должен подготовить доклад (бакалаврская работа –
10-12 минут; дипломная работа (проект) – 12-15 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения ВКР. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить доклад.
Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания научной проблемы и формулировки цели работы, какие методы были использованы при исследовании рассматриваемой проблемы, а затем в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, критические сопоставления и оценки.
Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной квалификационной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Доклад не должен быть перегружен цифровыми данными, которые приводятся в случае необходимости для доказательства или иллюстрации того или иного вывода. Рекомендации к структуре доклада по защите ВКР приведены в приложении Л.
Вместе с тем следует помнить еще несколько правил, касающихся защиты.
• Внешний вид должен подчеркивать торжественность момента в жизни выпускника, отвечать правилам делового этикета.
• Выпускник должен излагать основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно, не читая письменного текста.
• В процессе доклада следует использовать заранее подготовленный демонстрационный материал, иллюстрирующий основные положения работы.
• Академический абитуриент должен придерживаться временного регламента, который ему отведен на доклад по теме ВКР.

 

10 Принципы оценивания выпускной квалификационной работы

10.1 Рецензирование выпускной квалификационной работы

Обязательное рецензирование выпускных квалификационных работ бакалавров не предусмотрено нормативными документами Минобразования и науки РФ и Современной гуманитарной академии, хотя нормативные документы и не запрещают его. Поэтому в отдельных случаях рецензирование ВКР может быть проведено по инициативе самих студентов и за их счет.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, другими нормативными документами Минобразования и науки России выпускные квалификационные работы дипломированных специалистов подлежат обязательному рецензированию.
В числе рецензентов могут быть работники министерств, ведомств, предприятий (организаций, фирм), преподаватели и научные сотрудники Современной гуманитарной академии и других вузов, исследовательских учреждений, предприниматели без образования юридического лица и иные специалисты. Основные требования для назначения рецензентом – наличие у предполагаемого эксперта высшего профессионального образования и достаточно высокая компетенция в той сфере деятельности, по которой выполнена выпускная квалификационная работа.
Рецензирование выпускных квалификационных работ преподавателями выпускающих кафедр СГА не допускается.
Для экспертизы ВКР специалистов рекомендуется привлекать внешних рецензентов.
При оценке выпускной квалификационной работы академического абитуриента исходят из того, что он должен уметь:
- формулировать цель и задачу исследования;
- составлять план исследования;
- вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;
- использовать современные методы научного исследования, модифицировать имеющиеся и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные данные, анализировать и синтезировать их на базе известных ли-тературных источников;
- использовать и правильно истолковывать профессиональные термины и понятия;
- оформлять результаты исследований соответственно современным требованиям.
С целью унификации внутренних и внешних рецензий, поступающих на выпускные работы бакалавров, специалистов можно рекомендовать использовать единую форму рецензии (образец рецензии представлен в приложении М).


10.2 Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы

Справка о внедрении рекомендаций выпускной квалификационной работы не является обязательным документом для ее защиты на заседании аттестационной комиссии. Однако наличие такой справки характеризует высокий уровень выполнения выпускной квалификационной работы и готовность будущего специалиста квалифицированно решать профессиональные задачи.
Поэтому в Современной гуманитарной академии поощряется представление на защиту справки о внедрении тех или иных рекомендаций выпускной квалификационной работы в практику работы конкретного предприятия (организации, фирмы и т.п.). В первую очередь это относится к предприятию, на примере которого выполнялась выпускная квалификационная работа.
Справка пишется в произвольной форме, но с обязательным указанием конкретных рекомендаций студента, которые использованы на предприятии (организации, фирме и т.п.), а также конкретного места (участка, цеха, подразделения, службы, отдела и т.п.), где эти рекомендации были применены.
Справка прилагается к выпускной квалификационной работе и представляется в аттестационную комиссию.
Образец справки о внедрении приводится в приложении Н.


10.3 Процедура и результаты публичной защиты выпускной квалификационной работы

Процедура защиты выпускных квалификационных работ определяется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155 и проводится в соответствии со Стандартом предприятия СТП СГА ТИН.006-2006 Публичная защита выпускной квалификационной работы.
В соответствии с Положением к защите ВКР допускается студент, успешно завершивший в полном объеме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной СГА в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, и успешно прошедший установленные итоговые экзамены.
Защита выпускных квалификационных работ проходит в торжественной обстановке, публично, на открытом заседании аттестационной комиссии. Дата, время и место работы комиссии сообщаются академическому абитуриенту заранее.
В начале работы комиссии Председатель представляет студентам и присутствующим всех ее членов, с указанием фамилии, имени и отчества, ученой степени и звания, должности, которую они занимают.
Объявляя защиту каждой выпускной квалификационной работы, Председатель называет фамилию, имя и обязательно отчество студента, тему его работы, а также время, отводимое на доклад. Члены комиссии, задавая вопросы, также обращаются к студентам по имени и отчеству.
Продолжительность защиты бакалаврской работы - 30 минут, дипломной работы – не более 40 минут.
Схематично процедура защиты включает следующие стадии.
1 Доклад студента по теме выпускной квалификационной работы.
2 Ответы на вопросы Председателя, членов комиссии.
3 Выступление руководителя выпускной квалификационной работы и других лиц, при-сутствующих на защите, если они просят слово.
4 Ответы академического абитуриента на критические замечания руководителя и других лиц, принимающих участие в обсуждении выпускной квалификационной работы.
После публичного заслушивания всех или части выпускных квалификационных работ, представленных на защиту, проводится закрытое заседание аттестационной комиссии, на котором обсуждаются результаты прошедших защит, выносится общая оценка каждому академическому абитуриенту: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Оценка выносится простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании (при равенстве голосов, решающим является голос Председателя). Диплом с отличием выдается выпускникам, сдавшим экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75 % всех изученных за время обучения дисциплин, вносимых в приложение к диплому, а по оставшимся
25 % дисциплин – с оценкой «хорошо», и при этом получившим отличные оценки на госэкзамене и защите выпускной квалификационной работы.
Одновременно принимаются рекомендации о практическом использовании полученных в выпускной квалификационной работе результатов.
5 По окончании закрытого заседания возобновляется публичное открытое заседание комиссии, на которое вместе со студентами приглашаются все желающие. Председатель кратко подводит итоги, объявляет оценки по защищенным на данном заседании выпускным работам и другие результаты, в том числе о присуждении (не присуждении) каждому студенту искомой степени (квалификации), о выдаче дипломов с отличием и др.
6 Решения о работе комиссии оформляются протоколами установленной формы; даются оценки выпускным квалификационным работам.
Критериями оценки качества выпускной квалификационной работы являются:
а) творческий, самостоятельный подход к разработке темы;
б) ее научный уровень;
в) глубина анализа литературных источников;
г) умение систематизировать и обобщать информацию, самостоятельно решать поставленные задачи (в том числе и нестандартные) с использованием передовых научных технологий;
д) последовательность, логичность и завершенность в изложении материала;
е) правильность и научная обоснованность выводов;
ж) оформление работы в соответствии с действующими ГОСТами и методическими указаниями СГА;
и) степень обладания общими и профессиональными компетенциями, проявившимися как в содержании ВКР, так и в процессе ее защиты.

 

Уважаемые  студенты, если у Вас возникли трудности с написанием или оформлением дипломной работы или ВКР, то Вы можете обратиться к нам за профессиональной помощью, мы обязательно поможем Вам.

 

 

 

Категория: Другое | Добавил: sga (17.07.2012)
Просмотров: 12746
www.mysga.ru - Сайт для студентов СГА © 2024