MYSGA.RU
Четверг, 18.04.2024, 22:31
Форма входа
Поиск
Мы принимаем к оплате

www.sbrf.ru 

 

 

 

Статистика


Приветствую Вас Гость | RSS
Перечни ВКР, курсовых, ГОСов
Главная » Статьи » ГОСы СГА (ответы)

Ответы на ГОСы РГГУ, ГАК по психологии - скачать, купить, заказать

Вы можете заказать у нас ответы на ГОС-экзамены по направлениям: экономика, информатика, менеджмент, психология, юриспруденция, уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право, гражданское право, семейное право, международное частное право, налоги и налогообложение, педагогика и другим направлениям.

 

 

Вопросы к  ГОСэкзамену по направлению «Психология»
Степень - бакалавр

 

Первые вопросы экзаменационных билетов
1. Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.
2. Методология, метод, методика в психологическом исследовании. Методы современной психологии: классификация и общая характеристика.
3. Сознание как одна из основных психологических категорий (природа сознания, структура сознания, онтогенез сознания), самосознание, его структурные звенья и генезис.
4. Возникновение и развитие психики. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных: общая характеристика. Сравнительный анализ психики животных и человека.
5. Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Выготский).
6. Строение индивидуальной деятельности человека: общая характеристика. Определения действия. Действия и операции, виды операций.
7. Потребности и мотивы в деятельности человека. Основные характеристики потребности. Специфика потребностей человека. Виды и функции мотивов в деятельности. Деятельность и действия: механизм «сдвига мотива на цель».
8. Представление о субъекте деятельности. Соотношение содержания понятий субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Соотношение объема и содержания понятия личность.
9. Понятие о способностях личности, их природе, генезисе и условиях развития. Одаренность и ее проявления в детском возрасте.
10. Темперамент, его физиологические основы и психологическая характеристика типов темперамента. Свойства нервной системы и продуктивность деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности.
11. Характер, его строение и формирование. Характер и темперамент. Характер и личность.
12. Понятие об эмоциональной сфере личности и психологических условиях ее развития в онтогенезе. Эмоциональная устойчивость как показатель профессиональной компетентности педагога.
13. Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.
14. Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев) и периодизация психического развития личности в онтогенезе (Д.Б. Эльконин).
15. Определение, виды, свойства ощущений. Понятие психофизического закона (Г. Фехнер, С. Стивенс). Определение, виды, свойства восприятия.
16. Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в процессе дошкольного, школьного и профессионального образования.
17. Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи в исследованиях Л.С. Выготского и Ж. Пиаже. Эгоцентрическая и внутренняя речь.
18. Определение и основные процессы памяти. Виды памяти в различных классификациях и подходах. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельность, мотивация и запоминание.
19. Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования.
20. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.
21. Общая характеристика системы образования России как совокупности взаимодействующих образовательных программ и стандартов, образовательных учреждений и органов управления. Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
22. Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
23. Основные модели деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях разного типа. Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога и внутренняя документация педагога-психолога в образовании.
24. Воспитание как институт социализации, принципы социального воспитания и деятельности социального педагога.
25. Основные виды практической психологической деятельности, их целеполагание и методическая обеспеченность. Специфика психодиагностической и психопрофилактической работы в образовательных учреждениях различных типов, видов и уровней.

Вторые вопросы билетов
1. Взаимодействие генотипа и среды в психическом развитии.
2. Роль семьи в развитии ребенка. Детско-родительские отношения на разных этапах онтогенеза.
3. Проблема возраста в психологии. Различные подходы к периодизации развития
4. Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и стабильные периоды развития по Л.С. Выготскому.
5. Проблема обучения и развития в классической и современной психологии.
6. Роль общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии на разных этапах онтогенеза.
7. Психологическая характеристика периода новорожденности.
8. Психологическая характеристика периода младенчества.
9. Психологическое содержание кризиса одного года.
10. Особенности психического развития детей раннего возраста.
11. Стадии развития речи в детском возрасте. Полемика Л.С.Выготского и Ж. Пиаже об эгоцентрической речи.
12. Психологическое содержание кризиса трех лет.
13. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.
14. Основные теории детской игры. Роль игры в психическом развитии ребенка.
15. Психологическое содержание кризиса семи лет и его значение для готовности к школьному обучению.
16. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
17. Нарушения психического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах.
18. Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового - раннего юношеского возраста.
19. Личностное развитие на протяжении подросткового и раннего юношеского возраста.
20. Психосексуальное развитие на протяжении подросткового и раннего юношеского возраста. Пубертатный период.
21. Нарушения психического развития в подростковом возрасте и раннем юношеском возрастах.
22. Особенности психического развития в юношеском возрасте.
23. Психическое развитие в период молодости и значение этого периода в контексте жизненного пути человека.
24. Особенности психического развития во взрослом (зрелом) возрасте. Кризисы зрелого возраста.
25. Старение как нормативный этап психического онтогенеза.

 

 

 

 

Программа состоит из двух разделов. Первый раздел программы «Общепсихологические и педагогические основы развития личности» по своему содержанию соотносится с курсами общей психологии и педагогики - наиболее фундаментальным учебным дисциплинам во всей системе подготовки педагогов- психологов. Второй раздел программы «Онтогенез психики и личности» посвящен анализу закономерностей психического развития человека в онтогенезе, основных законов формирования личности в процессе социогенеза, а также типичных проблем патогенеза.
Первый раздел программы предполагает знание студентами основополагающих представлений о предмете, методах и задачах психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, о ее ключевых проблемах и возможных путях их решения.
Студенты должны знать основные теоретические подходы к анализу потребностно-мотивационной сферы человека, владеть категориальным аппаратом для анализа строения и развития личности, уметь анализировать индивидуальные особенности человека (способности, темперамент, характер), средства внутренней (эмоции, воля) и внешней (социо-культурной) регуляции деятельности.
Студенты должны знать теоретические подходы к исследованию познания, уметь профессионально грамотно анализировать виды и уровни развития познавательных психических процессов, владеть навыками экспериментального исследования и психодиагностики как специфических познавательных (ощущение, восприятие, мышление), так и универсальных (память, внимание, воображение) психических процессов.
Второй раздел программы посвящен проблемам онтогенеза психики. К нему относятся темы, связанные с вопросами психического развития человека в различных возрастах. Данный раздел программы связан с фундаментальным курсом «Психология развития и возрастная психология», являющимся одним из центральных при подготовке бакалавров, а также с такими курсами, как «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Специальная педагогика и психология» и некоторыми другими.
Темы этого раздела посвящены учебному материалу по различным периодизациям психического развития, классическим и современным теориям развития личности, особенностям психического и личностного развития в различных возрастах. К этому же разделу относятся темы, связанные с типичными трудностями и проблемами развития и с отклонениями в процессе психического развития в разных возрастах.
Студенты должны знать основные подходы к пониманию онтогенетического развития психики и личности, в частности – основные отечественные и зарубежные периодизации психического развития. Студенты должны хорошо ориентироваться в развитии возрастных новообразований в психике, ведущих типов деятельности различных возрастов, возрастной динамике развития психических функций и процессов. Студенты должны иметь знания о наиболее типичных отклонениях в психическом и личностном развитии, а также психодиагностические навыки и умения в области возрастной психологии и, в частности, работы с нарушениями развития.
Экзаменационные билеты комплексного государственного экзамена включают в себя три вопроса. Первый вопрос каждого билета отражает содержание первого раздела программы, то есть относится к числу связанных с рассмотрением общих закономерностей и фактов психического развития, обучения и воспитания. При ответе на этот вопрос студент должен проявить понимание общепсихологических законов развития человека и подкрепить свои рассуждения конкретными научными данными.
Второй вопрос каждого билета касается конкретных особенностей или закономерностей психического развития в том или ином из детских или зрелых возрастов, или возможных нарушений развития в том или ином возрасте. Здесь требуется хорошее понимание возрастного развития человека, подкрепленное знаниями конкретных эмпирических и экспериментальных фактов, установленных в исследованиях, посвященных тому или иному возрастному периоду.
Третий вопрос предполагает владение навыками практической работы педагога-психолога. Для ответа на третий вопрос студент должен иметь навыкипсиходиагностической работы в данной области.
Процедура проведения государственного экзамена предусматривает самостоятельную подготовку выпускников по вопросам билета, продумывание логики изложения с учетом выделенных выше обобщенных позиций, освещение материала и ответы, по мере необходимости, на дополнительные вопросы.

Раздел 1
Общепсихологические и педагогические основы развития личности

Психология как наука. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.
Психология и философия. Представления о душе в античной философии (Аристотель, Платон) и их значение для современной теоретической и практической психологии.
Специфика научно-психологического знания. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина, ее место среди других наук о человеке.
Формы сотрудничества научной и житейской психологии. Отрасли современной психологии и основные критерии их выделения. Практическая и исследовательская психология.
Методология, метод, методика в психологическом исследовании. Методы современной психологии: классификация и общая характеристика. Методы изучения психики: наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности, диагностические методы. Характеристика ведущих методов, особенности их применения при изучении детей.
Наблюдение как целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Виды наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое, включенное, не включенное, систематическое (сплошное), выборочное, долговременное, кратковременное, внешнее, внутреннее (самонаблюдение). Требования, предъявляемые к методу наблюдения: наличие цели и разработанной схемы; создание условий, наиболее характерных для изучаемого объекта или явления.
Эксперимент как метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Виды эксперимента: лабораторный, естественный. Формирующий эксперимент как активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.
Беседа как метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Виды бесед: стандартизированная и нестандартизированная, клиническая. Требования к беседе: четкая формулировка цели беседы; наличие плана (целевые вопросы); подготовка поддерживающих вопросов; определение способа регистрации.
Сознание как одна из основных психологических категорий (природа сознания, структура сознания, онтогенез сознания), самосознание, его структурные звенья и генезис. Понятие о сознании. Сознание как первый предмет научной психологии. Явления и свойства сознания (Вундт). Поток сознания (Джеймс). Природа сознания, структура сознания: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл как структурные компоненты сознания. Понятие о самосознании, его структурные звенья. Уровень притязаний как реализация самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими. «Образ Я» как результат самопознания и как система представлений человека о самом себе. Понятие о Я-концепции, ее структуре и генезисе. Становление представлений человека о себе самом на различных возрастных этапах. Закономерности становления и проявления самосознания в дошкольном, школьном, подростковом и юношеском возрастах. Категория сознания в различных психологических направлениях: бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии, психологии деятельности и в культурно-исторической психологии. Онтогенез сознания и самосознания. Роль языка и речи в становлении самосознания. Роль деятельности и общения в становлении сознания и самосознания.
Возникновение и развитие психики. Критерии психического отражения. Основные стадии развития психики животных: общая характеристика. Сравнительный анализ психики животных и человека.
Гипотеза о возникновении чувствительности (А.Н.Леонтьев). Основные стадии развитии психики животных: стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта. Характеристика единиц отражения и способов поведения животных на каждой стадии развития психики. Общее представления об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения животных (К.Лоренц и др.). Общее представление о научении. Навык и интеллект. Исследования интеллектуального поведения животных (В.Кёлер). Сравнительный анализ психики животных и человека.
Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Выготский).
Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях. Понятие о высших и низших функциях, основные признаки высших, культурных, искусственных функций (преднамеренность, осознанность, опосредованность), примеры. Закон становления высших психических функций. Интериоризация как путь становления высших психических функций.
Строение индивидуальной деятельности человека: общая характеристика.
Понятие деятельности. Строение деятельности как уровни ее анализа. Мотивационно-побудительный (субъектный) и операционально-технический «слои» в анализе строения деятельности. Понятия действия, операции, психофизиологических функций, их место в динамическом строении деятельности человека.
Понятия потребности и мотива. Специфика потребностей человека. Функции мотивов: побуждение к деятельности, образование смыслов. Функции мотивов и продуктивность деятельности. Соподчинение (иерархия) мотивов как основа строения и анализа личности. Понятие действия. Действия и деятельность: возникновение новых мотивов (механизм «сдвига мотива на цель»). Действия и операции. Виды операций. Операции и навыки. Основные пути выработки навыков. Определения действия. Действия и операции, виды операций. Действие и движения: проблема активности в работах Н.А. Бернштейна.
Представление о субъекте деятельности. Соотношение содержания понятий субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Соотношение объема и содержания понятия личность.
Общее представление о личности в психологии. Эволюция понятия личность в истории психологии. Представление о человеке в основных направлениях психологии. А.Н.Леонтьев о психологической категории личности: социальные роли как исходный пункт в понимании сущности личности. Личность как социокультурная реальность. Личность как особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Соотношение понятий личности и индивидуальности, личности и субъекта. Соотношение понятия личность с понятиями социальной роли и социального статуса. Роль поступка как результата (критерия) и условия развития личности. Личностные свойства человека. Понятие личностной направленности. Роль иерархизации мотивов в процессе становления личности. Понятие личностных ценностей. Понятие психологически развитой, зрелой личности. Возрастные особенности личности и психолого-педагогические условия полноценного развития личности в онтогенезе. Роль педагога-психолога в сопровождении процесса становления психологических структур личности учащихся.
Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Способности и личность.
Понятие способностей (Б.М.Теплов). Способности и их измерение. Понятие «сензитивного периода» (Н.С.Лейтес). Способности и их развитие. Понятие о способностях личности, их природе, генезисе и условиях развития. Способности как свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности (С.Л.Рубинштейн). Способности как яркое индивидуальное проявление личности человека, место способностей в структуре индивидуальности. Активность и саморегуляция как базовые компоненты способностей. Связь способностей и типа ВНД человека, способностей и межполушарной асимметрии мозга («мыслители» и «художники», по Павлову). Способности и задатки. Неспецифичность и многозначность задатков. Проблема наследственности в развитии способностей. Деятельность как главное условие преобразования и изменения задатков. Общественно-историческая сущность природы способностей. Родовые способности и индивидуальные способности человека. Общие способности и специальные способности. Соотношение способностей и умений. Количественная и качественная характеристики способностей. Понятие одаренности, таланта и гениальности. Роль ведущих видов деятельности в процессе становления способностей. Особая роль сензитивных периодов для проявления задатков и становления способностей. Основные психолого-педагогические условия развития способностей. Роль педагога-психолога в сопровождении одаренных детей, в организации деятельности педагогов по развитию общих и специальных способностей обучающихся.
Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности. Темперамент, или формально-динамические, психодинамические особенности психики, как составляющая поведения человека, которая проявляется в активности взаимодействия человека с окружающим миром – предметным и социальным, и в эмоциональности отношения к его процессу и результатам. Активность и эмоциональность как базовые характеристики темперамента. Роль И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина в разработке проблемы физиологических основ темперамента. Тип ВНД, свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность, инертность, активированность и как основа темперамента. Понятие о типах темперамента. Понятие о свойствах темперамента. Характеристика основных психодинамических свойств: темп психической деятельности, подвижность, возбудимость, лабильность, работоспособность, интроверсия-экстраверсия и другие. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов). Неправомерность оценочного подхода к темпераменту. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся с различными психодинамическими свойствами психики. Темперамент учителя и его влияние на характер педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности, его связи с темпераментом и успешность педагогического труда.
Характер, его строение и формирование. Характер и темперамент. Характер и личность. Понятие индивидуально жизненного стиля (А. Адлер). Общее представление о характере («печать» - греч), психологическое понятие о характере как совокупности устойчивых индивидуальных свойств человека, которые складываются и проявляются в деятельности и общении и обусловливают типичные способы поведения. Взаимосвязь характера и темперамента. Структура характера, основные подсистемы характера. Понятие об акцентуации характера, типах акцентуаций и их проявлении в подростковом возрасте. Понятие об аномалиях характера, патологическом характере. Понятие о воспитании и самовоспитании характера. Роль родителей и педагогов в становлении характера. Характер и личность, роль мотивов и потребностей, ценностных ориентаций в становлении характера в подростковом и юношеском возрастах. Роль педагога – психолога в диагностике, коррекции и терапии неблагоприятных вариантов характерологического развития.
Понятие об эмоциональной сфере личности и психологических условиях ее развития в онтогенезе. Эмоциональная устойчивость как показатель профессиональной компетентности педагога. Понятие о чувствах и эмоциях, их природе, функциях и специфике проявления. Эмоциональные состояния личности, их характеристика (настроение, аффект, фрустрация). Эмоциональные свойства личности. Индивидуально-типические особенности эмоциональной сферы человека. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе: особенности эмоциональной сферы дошкольников, младших школьников, подростков и юношей. Понятие о страхах и тревожности. Личностная и ситуативная тревожность школьника, ее природа, проявления, влияние на учебную деятельность. Возможности профилактики и коррекции страхов и тревожности. Понятие об эмоциональной устойчивости как профессионально важном качестве личности педагога. Эмоциональная гибкость и эмоциональная экспрессивность как компоненты эмоциональной устойчивости. Диагностика, проявления, коррекция и развитие эмоциональной устойчивости в работе психолога с педагогическим коллективом.
Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе. Воля как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Понятие о произвольности как преднамеренности действий и поступков. Структура волевого акта. Понятие о борьбе мотивов, целеполагании, процессе принятия решения. Понятие о морально воспитанной воле. Мозг и волевая регуляция поведения. Воля как стержень характера, волевые черты характера, их становление и развитие в онтогенезе Индивидуально-типические особенности волевого поведения (воля и темперамент). Воля и личность, воля и внутренний мир человека. Становление произвольности и воли в онтогенезе. Характеристика произвольного поведения и воли в дошкольном, младшем школьном и юношеском возрастах. Воспитание воли: психологические условия и факторы. Роль родительских и педагогических требований и эмоциональной поддержки в процессе волевого воспитания детей и подростков. Проблемы выбора и воспитание воли. Проблемы избалованности и детского упрямства в контексте волевого воспитания детей. Роль самостоятельной деятельности и самостоятельной работы в учебном процессе как условий волевого развития.
Представление о строении и развитии личности в деятельностном подходе. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев) и периодизация психического развития личности в онтогенезе (Д.Б. Эльконин).
Проблема описания структуры личности, выделения ее составляющих. Взаимосвязь представлений о строении и развитии личности.
Проблема периодизации психического развития. Понятие социальной ситуации развития (Л.С.Выготский). Понятие ведущей деятельности, ее основные виды (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Закономерности смены видов ведущей деятельности как основа развития мотивационной сферы личности. Психосоциальная периодизация развития личности (Э.Эриксон). Жизненный путь человека (С.Л. Рубинштейн).
Определение, виды, свойства ощущений. Определение, виды, свойства восприятия.
Основные понятия и закономерности сенсорной психофизики. Понятие психофизического закона (Г.Фехнер, С.Стивенс). Основные характеристики сенсорных процессов: пороги чувствительности и их виды, адаптация, контраст, сенсибилизация.
Восприятие как процесс построения предметного образа. Основные характеристики перцептивных процессов: наличие сенсорных качеств, целостность, константность, предметность. Восприятие пространства и времени.
Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в процессе дошкольного, школьного и профессионального образования. Мышление как обобщенная и опосредованная форма психического отражения, направленная на познание закономерностей отражаемого мира. Функции мышления, его связь с другими познавательными процессами. Виды мышления и их краткая характеристика: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Теоретическое и практическое, репродуктивное и творческое, интуитивное и рациональное мышление. Мышление как процесс решения умственных задач. Понятие о мыслительной деятельности. Основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.). Понятие, суждение и умозаключения как основные формы логического мышления. Человек как субъект мышления. Личностные и индивидуальные различия мыслительной деятельности человека: самостоятельность, гибкость, глубина, критичность ума. Роль педагога, возможности учебного материала, специфика дидактических средств, направленных на развитие мышления. Психолого-педагогические условия, стимулирующие умственную активность и инициирующие интеллектуальную деятельность. Характеристика развивающих образовательных технологий (любой, по выбору), методов и приемов развития мышления.
Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Внутренняя и эгоцентрическая речь (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Значение слова как единица речевого мышления (Л.С.Выготский). Стадии развития значений слов. Значение и смысл слова. Смысл как резерв развития значений слов. Интеллект как система операций. Конкретные и формальные операции. Словесно-логическое мышление. Мышление и внутренняя речь.
Определение и основные процессы памяти. Виды памяти в различных классификациях и подходах. Закономерности памяти: кривые забывания, закон «края ряда», память и деятельность, мотивация и запоминание.
Исследование памяти в классической психологии сознания, бихевиоризме. Современные модели памяти. Основные мнемические процессы: запечатление, сохранение, воспроизведение. Виды запечатления, особенности сохранения, уровни воспроизведения. Явление реминисценции. Классические закономерности памяти.
Специфика человеческой памяти и проблема изучения ранних этапов ее развития. Развитие опосредствованного запоминания. Память как «высшая психическая функция» и ее экспериментальное исследование.
Память и мотивация. Память и деятельность. Зависимость запоминаемого материала от его места в структуре выполняемого действия.
Внимание как условие успешности учебно-познавательной деятельности. Определение, виды, функции внимания. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования. Внимание как специфическая познавательная функция или процесс, как направленность и сосредоточенность психической активности на объектах, значимых для организма и личности. Основные функции внимания: селекция, игнорирование незначимой информации, контроля и регуляции деятельности. Непроизвольное и произвольное внимание, их характеристика. Специфика послепроизвольного внимания человека. Характеристика основных качеств внимания: концентрированности, устойчивости, распределения, сосредоточения, объема. Природа непроизвольного и произвольного внимания. Условия организации и поддержания непроизвольного внимания в учебном процессе. Понятие о возможностях тренировки свойств внимания. Роль здоровья, отдыха, состояния нервной системы ребенка в осуществлении внимания в учебном процессе. Развитие внимания в онтогенезе, тренировка и коррекция. Становление характера и воли, развитие интересов и мотивации, развитие личностных функций: целеполагания, самоорганизации и других.
Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество. Определение и виды воображения, его функции. Роль воображения в личностном развитии и жизнедеятельности человека. Связь воображения с творчеством. Возможности развития творческого воображения в подростковом и юношеском возрастах. Применение креативных методов обучения и формирование опыта творческой деятельности в процессе профессионального обучения.
Общая характеристика системы образования России как совокупности взаимодействующих образовательных программ и стандартов, образовательных учреждений и органов управления. Образовательный стандарт – главный инструмент, обеспечивающий единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации, главный косвенный метод управления образованием, гарант автономности образовательных учреждений и защиты национально-культурных традиций. Государственный образовательный стандарт как нормативный эталон. Определение общего направления личностного развития по следующим элементам: интеллектуальное, собственно личностное, деятельностное, коммуникативное, этническое, правовое. Разработка прогностической модели выпускника школы или специалиста. Сочетание стандартизации образования с инновационной деятельностью педагогов, формированием индивидуальных образовательных трактовок, свободой обучения и преподавания и развитием системы образования в целом. Образовательная программа как нормативный документ, в котором специальным образом структурирован объем предметного содержания конкретной области изучения, в соответствии с определенным возрастом, особенностями развития личности и образовательным уровнем обучающихся. Образовательное учреждение как институт, осуществляющий образовательный процесс, т.е. реализующий одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающий содержание воспитания. Классификация образовательных учреждений по форме собственности, типу и виду. Органы управления образованием федерального, регионального и местного уровней.
Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация. Концепция Свободного воспитания как особое направление в педагогической теории и практике. Ведущие принципы свободного воспитания. Педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо в аспекте становления данной теории. Кредо Свободного воспитания с позиций педоцентризма Д.Дьюи, своеобразие реализации данного подхода в педагогической деятельности М.Монтессори. Л.Н.Толстой – родоначальник свободного воспитания в России. Развитие идей свободного воспитания в деятельности К.Н.Вентцеля, Е.Е.Горбунова-Посадова, О.В.Кайдановой, С.Т.Шацкого. Воплощение концепции свободного воспитания в зарубежной педагогике ХХ века (Я.Корчак, А.Нейлл).
Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России. Становление древнерусской православной педагогики в связи с принятием христианства на Руси (Х в.), открытие школ при церквах. Мастера грамоты. Объективная социально-экономическая необходимость освоения мировой и европейской культуры. Развитие школы в русском централизованном государстве 17 века: элементарное обучение и школы повышенного типа. Создание при монастырях учебных заведений нового типа – греко-латинской школы. Становление государственной образовательной системы западноевропейского типа в 18 веке. Открытие цифирных, гарнизонных и адмиралтейских школ, становление системы элитарного образования для дворянства. Создание Санкт-Петербургской Академии наук с подчиненными ей университетом и гимназией и Московского университета (1755 г.). Создание в России государственной образовательной системы, с ярко выраженным сословным характером. Дидактические системы И.И.Бецкого, М.В.Ломоносова. Устав учебных заведений 1828 г., усиление роли государства в организации школьного дела. Развитие общего и профессионального образования в 30-40-х гг. Педагогические институты при университетах. Полемика славянофилов и западников по вопросам воспитания. Развитие педагогической мысли в 19 веке (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, С.А.Рачинский и др.). К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Деятельность Л.Н.Толстого по организации народной школы и педагогического процесса в ней.
Воспитание как институт социализации, принципы социального воспитания и деятельности социального педагога. Понятие социализации как процессе интеграции ребенка в общество и освоения им социальных норм поведения и системы ценностей. Воспитание как управляемый процесс социализации, основные институты социализации (семья, школа, церковь). Современное состояние основных институтов социализации. Современные подходы к организации социального воспитания. Цели, принципы, содержание, направления и методы деятельности социального педагога. Необходимость координации деятельности педагога-психолога и социального педагога в различных воспитательных организациях, на примере двух (по выбору студента): в школе, загородном лагере, приюте, учреждениях дополнительного образования и др.
Основные виды практической психологической деятельности, их целеполагание и методическая обеспеченность. Специфика психодиагностической и психопрофилактической работы в образовательных учреждениях различных типов, видов и уровней. Характеристика основных видов практической психологической деятельности: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия, психопрофилактика, психопросвещение. Экспертная, проектировочная, диспетчерская и преподавательская функции педагога-психолога в образовательных учреждения. Возможности и ограничения каждого вида деятельности практического психолога в ОУ. Системность и целенаправленность, взаимосвязь основных видов практической деятельности педагога-психолога. Специфика деятельности педагога-психолога в дошкольных ОУ разных типов и видов, общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях и профильной школе, в учреждениях дополнительного образования, колледжах и вузах

Раздел 2
Онтогенез психики и личности

Факторы и движущие силы психического развития. Роль наследственности и среды в психическом развитии человека на разных этапах онтогенеза. Активность личности как фактор развития.
Роль и функции семьи в психическом развитии ребенка. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие. Особенности родительско-детских отношений на разных этапах онтогенеза. Структура семьи. Роль матери и роль отца в развитии ребенка. Типы семьи. Особенности многодетной семьи. Понятие неблагополучной семьи.
Понятие психологического возраста. Биологический, хронологический, социальный, культурно-педагогический, умственный, тестовый возраст. Гетерохронность психического развития. Феномены акселерации, ретардации, амплификации.
Периодизации психического развития. Различные основания для периодизации развития (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон и др.).
Понятие кризиса развития. Нормативные кризисы развития. Критические и литические (стабильные) периоды, проблема кризисного или бескризисного течения развития. Новообразования стабильных и критических возрастов. Сенситивные периоды развития.
Проблема обучения и развития и пути ее решения. Различные подходы. Зона актуального развития и зона ближайшего развития. Развитие как усвоение культурных (идеальных) форм. (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин и др.).
Общение со взрослыми и сверстниками как фактор развития на разных этапах онтогенеза. Роль сверстников в развитии в различных возрастах. Положение в группе сверстников и его влияние на развитие. Отношения между поколениями.
Влияние общения со сверстниками и со взрослыми на развитие личности в детском, подростковом и юношеских возрастах. Понятие о социальной группе и уровнях ее развития. Класс как социальная группа: поэтапное развитие группы как коллектива. Понятие психологической структуры школьного класса. Личность ребенка в системе межличностных отношений: понятие о положении в детской группе или в классе, социометрический статус и его детерминация, динамика положения в классе, особенности положения трудновоспитуемых и неуспевающих школьников. Структура личных отношений в классе. Структура деловых отношений в классе. Особенности педагогического воздействия учителя на классный коллектив. Группировки внутри коллектива, тактика работы с ними в зависимости от их особенностей (лидерство, состав, направленность). Референтность классного коллектива для школьников, явление потери референтности. Индивидуальный подход к классному коллективу. Осознание и переживание детьми своих взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Роль педагога-психолога в оптимизации положения ребенка в детской группе и в системе межличностных отношений с педагогами: содержание и методы психодиагностической, психоконсультативной и психопрофилактической работы по созданию благоприятных психологических условий межличностного взаимодействия.
Психология детей младенческого и раннего возраста. Психологическая характеристика периода новорожденности. Новорожденность как кризисный период развития. Социальная ситуация развития новорожденного ребенка и младенца. «Комплекс оживления». Центральные и другие новообразования периодов новорожденности и младенчества, ведущая деятельность младенца. Роль общения со взрослым. Роль привязанности в психическом развитии. Проблема депривации общения, госпитализм. Другие виды депривации у младенца. Микропериодизация младенчества.
Развитие когнитивной сферы у младенца. Психомоторное развитие в младенчестве. Развитие предпосылок речи (понимание речи, доречевые вокализации на разных этапах младенчества). Возникновение автономной речи. Кризис первого года, его причины, новообразования, значение для развития.
Психологические особенности ребенка раннего возраста. Развитие познавательных процессов в раннем возрасте. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, задачи развития. Микропериодизация раннего возраста. Переход от полевого к ситуативному поведению (К. Левин).
Предметные и орудийные действия в раннем возрасте. Роль манипулирования предметами. Начальные формы игры в раннем возрасте.
Закономерности развития детской речи. Автономная, диалогическая, эгоцентрическая речь. Различные подходы к пониманию развития детской речи (В. Штерн, Ж.Пиаже, Н. Хомский, Д. Брунер, Л. Выготский, Д.Б. Эльконин). Полемика Л.С.Выготского и Ж.Пиаже.
Развитие продуктивной деятельной в раннем детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Виды продуктивной деятельности (рисунок, плоскостное и объемное конструирование и др.).
Кризис трех лет, его причины, новообразования, значение для развития. Пути конструктивного разрешения кризиса трех лет, психологическая помощь родителям трехлетних детей.
Психологические особенности ребенка дошкольного возраста. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральное и иные новообразования возраста. Задачи возрастного развития. Микропериодизация дошкольного периода развития.
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Проблема раннего интеллектуального развития и развивающего обучения дошкольников, целесообразные пути ее разрешения. Развитие мотивации деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Этапы развития и значение общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном детстве.
Различные подходы к пониманию и изучению детской игры. Основные теории детской игры. Периодизации развития детской игры. Критерии и функции игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова). Развитие игры и воображения. Роль игры в психическом развитии.
Развитие продуктивной деятельности в дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Виды продуктивной деятельности (рисунок, плоскостное и объемное конструирование и др.). Стадии развития детского рисунка.
Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Различные подходы к пониманию готовности к школе. Психодиагностика готовности ребенка к школе: различные подходы. Развивающая работа.
Кризис семи лет: причины, содержание, новообразования, связь с проблемой готовности к школе.
Типичные нарушения развития в дошкольном возрасте. Нарушения умственного развития, синдром дефицита внимания, гиперактивность. Нарушения общения и эмоционально-волевой сферы. Нарушения поведения и деятельности.
Психологические особенности младшего школьника. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность. Проблема центрального новообразования младшего школьного возраста. Задачи возрастного развития. Микропериодизация младшего школьного возраста.
Развитие познавательных процессов у младшего школьника. Содержание обучения как источник умственного развития. Проблема развития высших психических функций в младшем школьном возрасте. Структура и закономерности формирования учебной деятельности. Обучение и развитие в младшем школьном возрасте. Обучение и игра у младших школьников.
Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников. Особенности общения со взрослыми и сверстниками на разных этапах младшего школьного возраста. Развитие личности на протяжении младшего школьного возраста.
Типичные нарушения развития в младшем школьном возрасте. Проблема школьной дезадаптации. Нарушения познавательных и эмоционально-волевых процессов. Нарушение поведения и деятельности у младших школьников.
Критерии выделения расстройств в детском возрасте. Задержки психического развития и их причины. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Асоциальные и агрессивные расстройства. Детский аутизм. Нарушения стереотипов в детском возрасте (пищевые расстройства, энурез, энкопрез). Эмоциональные расстройства в детском возрасте. Страх сепарации. Фобии. Психологическая помощь при расстройствах в детском возрасте.
Психологические особенности подростков. Гетерохронность органического, полового, социального, психического и личностного развития в подростковом возрасте. Социально-историческая обусловленность подросткового возраста. Вопрос о границах и периодизации подросткового и раннего юношеского возрастов. Основные теории подросткового возраста.
Социальная ситуация развития на разных этапах подростничества и в ранней юности. Различные подходы к решению вопроса о центральном новообразовании, ведущей деятельности и задачах развития подросткового и раннего юношеского возраста. Проблема кризисности или бескризисности подросткового периода.
Развитие познавательной сферы у подростка. Вопрос о подростковом эгоцентризме (Ж. Пиаже). Взаимосвязь познавательного и личностного развития. Различные виды школьной мотивации у подростков. Эмоционально-волевое развитие в подростковом возрасте.
Особенности и значение общения со взрослыми и сверстниками на различных этапах подросткового и раннего юношеского возраста. Феномен подростково-юношеской субкультуры.
Развитие личности в подростковом-юношеском возрастах. Самосознание. «Я-концепция». Идентичность. Становление ценностных ориентаций и мировоззрения в ранней юности.
Предпосылки профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Варианты протекания раннего юношеского возраста в зависимости от социальных условий и типа образовательного учреждения.
Психосексуальное развитие. Формирование психологического пола. Физическое Я и Я-концепция. Влияние эталонов мужественности и женственности. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на специфические подростковые реакции.
Нарушения психического развития в подростковом и раннем юношеском возрастах. Нарушения познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Нарушения общения. Нарушения поведения и деятельности. Факторы риска в развитии подростка, пути профилактики и психологической помощи.
Критерии выделения расстройств в подростковом возрасте. Антисоциальные и агрессивные расстройства у подростков. Эмоциональные расстройства, фобии. Психологическая помощь при расстройствах в подростковом возрасте.
Особенности психического развития в юности и молодости. Различные подходы к определению границ поздней юности и молодости. Социокультурная обусловленность периодов поздней юности и молодости. Феномен молодежной субкультуры.
Социальная ситуация развития в поздней юности и молодости. Принятие роли взрослого, овладение профессией, вступление в брак, психологическая готовность к родительской позиции.
Вопрос о кризисах развития в поздней юности и молодости. Проблема ведущей деятельности, задач развития и новообразований в поздней юности и молодости.
Особенности психического развития в зрелом, пожилом и старческом возрастах. Социальная ситуация развития, ведущие типы деятельности, возрастные задачи развития. Вопрос о кризисном или бескризисном характере развития в зрелом, пожилом и старческом возрастах. Особенности и индивидуальные вариации протекания кризисов и стабильных (литических) периодов в зрелом, пожилом и старческом возрастах.
Значение и особенности познавательного развития в зрелом возрасте. Значение и особенности общения с близкими (ровесниками, старшими, младшими). Проблема мировоззрения в зрелом, пожилом и старческом возрастах.
Системные механизмы старения. Личность пожилого и старого человека. Общевозрастные тенденции и индивидуальные варианты. Социальная обусловленность процесса старения. Психологическая помощь пожилым и старым людям
Старение, его биологические аспекты. Влияние на психическую деятельность. Специфика познавательной деятельности в пожилом и старческом возрастах. Значение познавательных интересов и интеллектуальной активности. Особенности общения в пожилом и старческом возрастах. Особенности личности в пожилом и старческом возрастах. Долгожители, их биологические и психические особенности.

 

 

 

 

Категория: ГОСы СГА (ответы) | Добавил: sga (21.10.2015)
Просмотров: 2362
www.mysga.ru - Сайт для студентов СГА © 2024